Найти ЧЕРНУЮ КОШКУ

В июне 2013 года состоялось мое знакомство с Головных Иваном Михайловичем. Об этом человеке я много слышал и читал как об одном из самых успешных руководителей крупнейшего ВУЗа в Восточной Сибири. Моя мать в 70-х годах окончила Иркутский политех и всегда гордилась этим. Повод для нашего знакомства оказался, увы, ординарным – возбуждение уголовного дела. К сожалению, в силу специфики профессии, многие мои знакомства начинаются подобным образом.

Несмотря на то, что я защитник и обязан помогать своим клиентам, поддерживать их и вселять надежду, я предпочитаю на первом этапе своей работы давать объективную оценку возникшей ситуации и делать по возможности реалистичный прогноз развития событий, даже если он для клиента и неприятен.

Иван Михайлович показался мне человеком добродушным и  оптимистичным, с тонким чувством юмора. Возбуждение против него уголовного дела воспринималось им как некое недоразумение, ошибка, которая в скором времени будет исправлена. Выслушав Ивана Михайловича и изучив предоставленные мне документы, я был вынужден констатировать, что уголовное дело не является просто недоразумением и не возникло в результате искренних заблуждений правоохранительных органов, как представлял это клиент. Это результат целенаправленных, продуманных шагов, ведущих к его подавлению и отставке.

Пока я объяснял, улыбка на лице Ивана Михайловича постепенно пропадала. На его лице сначала читалось недоумение, потом тревожность, растерянность, однако, в конечном итоге, я увидел перед собою серьезного, рационального, твердого характером человека, который воспринимал малоприятные ему выводы юриста как объективную реальность. У меня сложилось впечатление, что где-то внутри Иван Михайлович на интуитивном уровне осознавал и предчувствовал грядущие события, но, рассуждая как человек малоискушенный, далекий от подобных интриг и имеющий поверхностное представление об оборотной стороне работы наших правоохранительных органов, не верил своим предчувствиям.

В разговоре со мной он признался в том, что в последнее время к его должности проявляют нездоровый интерес определенные люди. Этим людям  интересен его пост и связанная с ним возможность управлять финансовыми потоками ВУЗа, к созданию которых они не имели и не имеют отношения. И ладно бы вопрос был только в амбициях некоторых его коллег с повышенным самомнением, но, что гораздо печальнее, за этими коллегами стоят, как принято сейчас говорить, люди дела – бизнес-власть! При наличии власти и денег возбудить уголовное дело, пройтись по человеку грейдером вперед и назад не представляет особого труда. Для некоторых это является столь же привычным делом как для строителя – укладка асфальта. Такие уголовные дела в определенных кругах давно уже стали средством удовлетворения меркантильных интересов. Можно и законом прикрыться: «…все в правовым поле, и правоохранители свой долг выполняют, они профессионалы – разберутся….».

О том, к каким последствиям приведет расследование данного дела для крупнейшего ВУЗа, как отразится на его репутации и истории, никто, к сожалению, не задумался. Я уж не говорю о судьбе ректора Головных И.М. и других неравнодушных к нему людей.

Весь мой опыт защиты по уголовным делам, возникших по указанию сверху, лишь с намеком на законность, показывает, что случайностей и ошибок в таких делах не бывает. А само возбуждение дела является только начальным, отправным моментом для последующих репрессий в виде обысков, многочасовых допросов, исчисляемых сотнями, отстранений от занимаемой должности, арестов и не только домашних… И весь этот кошмар, без преувеличения, может продолжаться годами. Был ли Иван Михайлович готов к этому в момент нашего знакомства? Думаю, что нет.

«Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет» – так сказал китайский философ Кун Фу-Цзы. Разве может быть готов здоровый, успешный руководитель, находящийся на пике своей карьеры, к тому, что его объявят преступником, а результаты его многолетней работы – диверсией или чем-то в этом роде? Начнут переворачивать все вверх дном, искать доказательства противоправной деятельности – искать ту самую черную кошку, о которой говорил мыслитель.

Страсти, порождаемые расследованием громкого дела, обрастающие сплетнями и слухами, домыслами и догадками, всегда являлись и являются благодатной почвой для разного рода проходимцев и интриганов. И здесь очень уместно вспомнить слова одного их моих любимейших писателей – Джонатана Свифта: «Лучшим людям больше всех достается от клеветников подобно тому, как лучшие фрукты постоянно клюют птицы».

Часто глядя в глаза своему подзащитному, мне приходится мысленно задавать себе вопрос: «Готов ли он преодолеть этот путь до конца?». Смотря в глаза этому человеку, видя его стойкий оптимизм и несгибаемый характер, я даю ответ сам себе: «Готов и может!».

Продолжение следует…

Адвокат, кандидат юридических наук

Максим Орешкин