Друзья, последние полгода я, по понятным причинам, часто и подолгу общаюсь с Иваном Михайловичем. Вечерами сидим у него на даче и разговариваем. Разговариваем обо всем. О рыбалке, политике, автомобилях. Книжки какие-то обсуждаем. Ну и, конечно, говорим о том, что составляло жизнь, а теперь составляет боль ректора. Об Иркутском техническом университете.
Иван Михайлович, будучи человеком интересным и очень неглупым, рассказывает много и с удовольствием. Иногда, после всех этих разговоров, я начинаю думать, что и сам был непосредственным свидетелем многих событий в истории Политеха, общался с людьми, о которых ранее лишь мельком слышал, да иногда рассматривал портреты некоторых из них со своего проректорского места в главном конференц-зале ИрГТУ. Я, конечно же, имею в виду портреты ректоров, руководивших вузом в период с 1930 по 1999 годы.
Лучше всех большинству из вас, дорогие читатели, знакомы ректоры, изображенные на двух последних портретах. Это Игошин Анатолий Андреевич и Леонов Сергей Борисович. Их судьбы и их дела во многом похожи. Анатолий Андреевич возглавлял вуз 24 года, Сергей Борисович – 22. Оба ушли из жизни, оставаясь на посту ректора. Первый – в 69 лет, второй – в 68. Оба – сильные, авторитетные руководители, занимавшие одновременно с ректорскими еще и высокие партийные посты. По тем временам это о многом говорило. Важно, что оба они стали ректорами, имея за плечами огромный управленческий опыт. И оба не отличались раболепием перед вышестоящим руководством. А это, в условиях существовавшей тогда жесткой иерархической системы сопровождалось, с одной стороны, немалыми рисками, но, с другой стороны, позволило им стать теми, кем они остались в нашей памяти: двумя выдающимися ректорами Политеха, внесшими неоценимый вклад в его развитие.
Напомню, что именно благодаря настойчивости Анатолия Андреевича правительство страны приняло решение о реорганизации горно-металлургического института в политехнический институт. При его непосредственном участии было начато широкомасштабное строительство на левом берегу Ангары студенческого городка ИПИ. Абсолютно заслужено одна из улиц студгородка носит имя Игошина. На этой улице живут многие из вас, и я тоже там когда-то жил.
Сергею Борисовичу пришлось работать в 90-е годы. Годы становления новой России. Труднейшее время. Но именно в годы его руководства строится новое общежитие, корпус межфака. Создаются новые кафедры, факультеты, специальности. С именем Леонова связано получение нашим вузом статуса «Университет». Вспомнил сейчас заседание Ученого совета, на котором присутствовала дочь Сергея Борисовича. Кажется, был его день рождения. Так вот, когда сотрудники ИрГТУ говорили о бывшем ректоре, у меня не возникало ощущения, что они были недостаточно искренними. А говорили много, и говорили хорошо. Незаурядный был человек.
Портретом Леонова галерея, в своём нынешнем виде, заканчивается. Чей портрет окажется следующим?
Несомненно, если бы не вакханалия низости, непосредственными свидетелями которой нам всем так не повезло оказаться, то следующим портретом, украсившим галерею, должен был бы оказаться портрет Ивана Михайловича Головных, первого избранного ректора ИрГТУ.
Он стал ректором в 49, отработав перед этим в ИрГТУ почти 30 лет. Заведующий кафедрой, проректор. Сначала горнило первых выборов, потом вторые выборы, третьи. Каждые последующие – с всё более и более убедительным результатом. Не буду полностью повторять то, что и так всем известно, напомню лишь о том, что за время руководства Иваном Михайловичем ИрГТУ с 69-й строчки рейтинга среди технических вузов в 2001 году поднялся на 20-ю строчку рейтинга среди всех вузов России в 2010 г.
Его ректорство – это период Большой стройки: общежития, физкультурно-оздоровительный комплекс, прекрасный стадион, технопарк, жилые комплексы в студгородке, гостиница в лагере «Политехник». Его ректорство – это присвоение вузу статуса НИУ, который предоставил университету возможности, ранее попросту казавшиеся фантастическими. Специально повторю то, о чем знаю совершенно точно: статус НИУ – целиком и полностью заслуга Головных. Результат его бессонных ночей, сотен переговоров, месяцев командировок. Его, а не кого-то другого, по-мародёрски привычно и потому бесстыдно присваивающего чужие заслуги.
Его ректорство – это становление вуза как сильнейшего и богатейшего в Восточной Сибири (если не считать СФУ, который, по факту, просто собрал три крупных вуза).
Что ж, Головных не уронил планку, заданную предшественниками. А теперь повторю вопрос: Чей портрет окажется следующим?
Нынешнее «руководство» вуза, прямо скажем, не отличается адекватностью решений (см. любой предыдущий материал этого сайта). А если еще вспомнить, сколько грязи этим «руководством» было вылито на предшественника, то можно быть уверенным в том, что пока оно у власти, портрета Ивана Михайловича на стене конференц-зала не появится. Скорее появится портрет самого этого «руководства». В белом. На коне. И портрет будет в 10 раз больше всех остальных портретов, висящих на стене. По крайней мере, именно так начинаешь думать, сравнивая частоту появления на телеэкране этого «в белом» с частотой появления там Ивана Михайловича, в бытность ректором. Как не включишь телевизор, так натыкаешься! Не сильно погрешу против истины, если скажу, что в каком-то смысле портрет уже висит. Даже хуже, чем портрет. Портрет хоть не говорит, поэтому у зрителя отсутствует риск сломать себе голову в попытке понять, о чем он говорит.
Думаете, утрирую? Увы… Кто-нибудь из вас может представить Ивана Михайловича в командировке, в которой его сопровождают корреспондент и фотограф? Не проректор, не декан, а корреспондент и фотограф? Я не могу. А ныне исполняющий обязанности, даже не став еще ректором, ничего необычного в таком сопровождении не видит. Летопись же надо вести.
Ладно, не понимает он, что это нелепо выглядит, так хоть денег бы пожалел. Не им заработано. Заработано большинством из вас, дорогие читатели. Тем более, обещанных ранее сотен миллионов, насколько я знаю, в кассу ИрГТУ он так не принес. С другой стороны, а что их жалеть, эти деньги? На то они и деньги, чтоб тратить. Вот и тратим! На зарплату бесчисленным помощникам и советникам, каких-то начальников, без которых ранее прекрасно обходились. На фильм за несколько миллионов рублей про экраноплан схемы «утка». На подслушивающие устройства, которыми, похоже напичкан уже весь университет. Недавно, по слухам, Глухов очередную партию закупил. Ставит сейчас, наверное.
Тратим с непонятной целью кучу денег на то, чтобы распечатать и нотариально заверить все (ВСЕ!) материалы этого сайта. Зачем?? Что за бессмысленная трата денег? В суд кто-то планируется подать, что всё это ложь и клевета? Тогда почему не подаёт? Авторы только рады будут всё, что написано, еще раз в суде повторить. Журналистов можно позвать. С федеральных каналов. Судебные процессы у нас открытые.
Тратим на обеспечение своей личной безопасности. Мало нам одного советника по безопасности, еще одного возьмем. Их не хватает, пусть начальник управления по безопасности появится, которого отродясь в штате Политеха не было, как и самого управления. Службы охраны вполне хватало. Что ж, интересно, «руководство» такого натворило то, что так боится всего??
Тратим еще на личное здоровье. Здоровье это святое. Поэтому тратим много и со вкусом. Создаем новое Управление спортивными сооружениями, утверждаем штатку, выделяем, соответственно, деньги. Бывшего личного тренера, несмотря на скандал с его поддельным дипломом (см. здесь), назначаем на должность заместителя начальника управления. Во главу же управления назначаем милую девочку двадцати с небольшим лет с незаменимым для её должности опытом работы машинистом топливного оборудования. Другого опыта, вроде как, нет… И откуда она взялась то такая?
Тратим не только на личное здоровье, но и здоровье близких друзей, которых не мало, и которые теперь совершенно бесплатно (т.е. в ущерб доходности ИрГТУ) посещают университетский ФОК. Следователь Черкашина в их числе. Да. А вот мне Иван Михайлович, помнится, не позволил бесплатно пользоваться услугами ФОК, хоть я и просил, каюсь. Сказал, люди не поймут.
Впрочем, я отвлекся. Так вот, по поводу портрета. Почему то я уверен, что подавляющее большинство из вас, дорогие читатели, не очень хотят в ряду достойнейших ректоров вместо портрета ректора Ивана Михайловича Головных, видеть портрет другого человека. Даже если этот человек будет изображен на коне, а сам портрет будет высотой в потолок и находиться он будет под охраной почетного караула всех возможных служб безопасности и даже представителей Следственного комитета. А в багет будет вмонтировано подслушивающее устройство. Ну, на случай, если вдруг вы позволите себе недостаточно почтительное высказывание в адрес изображенного…
И всё-таки, друзья, чей портрет следующий? Подумайте, ведь вы в состоянии повлиять на то, какой ответ нам даст время.
Ваш Андрей Танаев
tanaev.ab@yandex.ru
P.S.: Всё, кажется, понятно написал, но, на всякий случай, прокомментирую. Дело в том, что Афанасьев очень сильно рассчитывал на правительственное решение о назначении ректоров НИУ. Как выяснилось, зря рассчитывал. Теперь у него единственный вариант – выборы. Неприятный для него вариант. Тем не менее, он постарается сделать всё, чтобы победить. Но не так страшен черт, даже если он главный…
Безусловно, материал этот вышел с учетом того, что выборы уже скоро. Не знаю как всем вам, а мне представляется в высшей степени неправильным, если в галерее ректоров не появится портрет Ивана Михайловича, но появится портрет Афанасьева. Просто в голове не укладывается. Не должно такого быть.
P.P.S.: И еще. Чтобы не было спекуляций, заявляю: сам я баллотироваться не планирую, в выборах в качестве кандидата в ректоры участвовать не буду. Так что те, кто этого сильно боится, могут немного расслабиться.